(812) 495-93-34 sales@navtek.ru

Гирокомпасы произведенные в России

Начиная с середины XVIII и кончая первыми десятилетиями XX века русские ученые и инженеры внести значительный вклад в дело разработки и практики гироскопических приборов и ГК в частности.

Алексей Николаевич Крылов

Алексей Николаевич Крылов


Практическая разработка и внедрение ГК сопровождалась глубокими ис-следованиями. Основы теории гироскопов были заложены такими выдаю-щимися учеными, как Л. Эйлер (член Российской Академии наук), О.И. Сомов (академик), Б.С. Якоби (профессор), С.В. Ковалевская (первая в мире женщина – профессор математики), Д.К. Бобылев (академик), Н.Е. Жуковский (профессор), П.А. Некрасов (академик), А.Я. Ляпунов (академик), Ар. Домогаров, А.Н. Крылов (фото 5) (академик), М. Конокотин (лейтенант флота), последний из которых разработал и предложил в начале XX столетия конструкцию гироскопического прибора для указания направления на движущемся корабле. Как следует из отчета об этих испытаниях, конструкция прибора была еще недостаточно доработана, однако, в ряде случаев он показывал истинный курс с точностью до 1 градуса. Из тех же материалов следует, что прибор Конокотина представлял собой свободный гироскоп, а не ГК в полном смысле этого слова. Однако предложение лейтенанта Конокотина не получило дальнейшего развития, так как к тому времени в России магнитный компас был доведен до высокой степени совершенства и ему отдали предпочтение перед новым, еще не испытанным прибором.

В нашей стране большое значение в становлении и развития теории гироскопических устройств имели работы Б.В. Булгакова, С.А. Изенбека, А.Ю. Ишлинского, В.Н. Кошлякова, А.Н. Крылова, Б.И. Кудревича, Е.Л. Николаи, Д.С. Пельпора, С.С, Ривкина, Я.Н. Ройтенберга, С.Ф. Фармаковского и многих др.

Первый ГК появился в России в 1909 г. Этот маятниковый ГК, разработанный фирмой «Сперри» (США), был куплен по инициативе академика А.Н. Крылова (в то время председателя научно-технического комитета Морского министерства) для строящегося крейсера «Рюрик». Несколько флотских специалистов были обучены обслуживанию и ремонту ГК (на флоте их называли «сперристами»).

Руководство этими работами по линии Гидрографического управления флота осуществлял Борис Иванович Кудревич, впоследствии инженер-контр-адмирал, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Борис Иванович Кудревич

Борис Иванович Кудревич


В 1919-1923 гг. Б.И. Кудревич, понимая необходимость подготовки молодых специалистов, проводил большую педагогическую практику с группами командиров и электриков флота, и уделил большое внимание написанию учебного пособия «Теория и практика гироскопического компаса».
Большой заслугой Бориса Ивановича было участие в создании отечественной гироскопической промышленности. Потребовалось не только новая производственная база, но и подготовка немалого числа инженеров и техников, необходимых для проектирования и изготовления этих сложнейших приборов, не говоря уже о проработке научно-технических вопросов в связи с новизной дела. Написанные ясным и доступным языком с отличным обоснованием физической сущности работы гироскопических приборов и устройств, труды Б.И. Кудревича не потеряли своего значения и в настоящее время. При этом Борис Иванович всегда оставался человеком чрезвычайно скромным, требовательным к себе и своим сотрудникам по работе, чутким и внимательным к их запросам и нуждам. Особенно заботливо он подходил к воспитанию и подготовки молодых специалистов, передавая им свои глубокие и разносторонние знания.

Профессор Б.И. Кудревич (первый слева) проводит   занятие  по устройству ГК со слушателями Штурманского класса ВМА. 1939 г.

Профессор Б.И. Кудревич (первый слева) проводит занятиепо устройству ГК со слушателями Штурманского класса ВМА. 1939 г.


Работы Кудревича побудили командировать его в начале 1928 г. в Германию для ознакомления с работой гирокомпасной фирмой «Аншютц».

Научно-техническая деятельность Бориса Ивановича в 1930-1932 гг. ознаменовалась созданием под его руководством на Заводе штурманских приборов в Ленинграде первого советского ГК. Силами подготовленных Б.И. Кудревичем специалистов под его руководством, с использованием расчетов академика А.Н. Крылова в 1931 г. были изготовлены первые три опытных образца ГК, получившие шифр «ГУ Марка-1» (прототип ГК «Сперри МК VIII»). Летом в 1932 г. компас прошел ходовые испытания на миноносце «Яков Сверлов». Тем самым трудная проблема создания отечественных ГК была успешно решена.

В тоже время в нашей стране одновременно испытывались оригинальные ГК фирмы «Сперри» и «Аншютц». По результатам испытаний был сделан выбор в пользу ГК «Аншютц».

В довоенные годы (1937-1940 гг.) слушателям артиллерийского факультета Военно-морской академии, будучи уже видным ученым и педагогом, Б.И. Кудревич читал небольшой курс по гироскопическим системам, в котором излагались сведения и по ГК. А уже в 1938 году по предложению академика А.Н. Крылова, который более всего ценил в инженере способность к исследованию и прогнозу, который «должен не только уметь смотреть, но и видеть, должен не только слушать, но и слышать, не только нюхать, но и чуять», были основаны специализированные кафедры гироскопических приборов в Ленинградском электротехническом институте, а позже в Ленинградском институте точной механики и оптики. Они существуют и по ныне, выпустив несколько тысяч инженеров хорошо подготовленными специалистами для предприятий нашей родины. Кафедру «Гироскопические и электронавигационные приборы» идейно возглавил Б.И. Кудревич.

Большую роль в ознакомлении с современными для того времени типами корабельных гироскопических приборов сыграла производственная учебная практика группы слушателей на заводе «Электроприбор», которой руководил замечательный инженер и преподаватель Н.Н. Остряков (фото 8). Эта традиция получила развитие.

Николай  Николаевич Остряков

Николай
Николаевич Остряков


«Если взять, например, ГК – одно из любимых детищ Николая Николаевича, то следовало найти такую математическую модель, которая правильно отражала бы сам компас. Отбросив второсте-пенное и оставив главное, он это главное воплотил в математике. В этом он видел задачу общения инженера с людьми теоретического плана: инженеру важно в теоретической механике, математике выделить главные параметры (а не писать много уравнений) и уже над ними выполнять математические операции. Учение о неизвестных параметрах в системе проходят через всю технику. В сущности, все наши неудачи происходят потому, что в наших сложных системах существуют некоторые величины, некоторые параметры, иногда числовой природы, а иногда – и качественной, которые не всегда бывают известны с самого начала. Николай Николаевич всегда обращал на это внимание, говорил, что надо изучать и тщательно накапливать опыт в лабораториях, на испытаниях, чтобы эти параметры стали известными», — писал в своей статье академик А.Ю. Ишлинский о главной задаче Н.Н. Острякова.

И далее: «Так, например, в 1937 г. вдруг на заводе перестали выходить ГК. Момент был очень ответственный. Николай Николаевич сумел раскрыть причину: был один неизвестный параметр – люфт в вертикальном подшипнике кожуха гироскопа, который оказался слишком велик, а от этого люфта, оказывается, в очень большой степени зависит точность показаний ГК».

В последующие годы на заводе «Электроприбор» в Ленинграде под руководством главного конструктора гироскопических приборов Н.Н. Острякова (впоследствии дважды лауреат Государственной премии СССР) взялись за разработку прецизионного двухроторного ГК «Курс». При его изготовлении возник ряд технических и производственных трудностей. Одна из сложных задач состояла в осуществлении динамической балансировки роторов. Теоретически эта задача блестяще была решена академиком А.Н. Крыловым, который вместе с профессором Б.И. Кудревичем проводил на заводе научно-технические консультации. В результате плодотворного сотрудничества ученых и специалистов завода, возглавляемыми Н.Н. Остряковым, были в 1937 г. созданы ГК «Курс-1» и «Курс-2», которые успешно прошли ходовые испытания и были приняты на вооружение. Конструкция этого маятникового ГК оказалась весьма удачной, ГК этого типа («Курс-10», «Амур-3М», «Курс-4М») использовались на кораблях 50 лет и продолжают выпускаться по настоящее время.

Дальнейшие работы велись по созданию принципиально нового стабилизированного артиллерийского ГК «Полюс». Задача была решена, опытный образец прибора изготовлен и испытан на крейсере «Ворошилов» и лидере «Минск». Перед Великой Отечественной войной ГК прошел предварительные ходовые испытания, показавшие хорошие результаты.

В конце 30-х годов ряд ведущих инженеров завода «Электроприбор», в том числе Н.Н. Остряков с коллективом талантливых инженеров, были переведены в Москву, где создалось новое гироскопическое подразделение. В годы войны основная часть специалистов и оборудования завода «Электроприбор» была эвакуирована в Москву и Свердловск, дополнительно укрепив созданные там предприятия.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что созданные в предвоенное время на заводе «Электроприбор» и на других предприятиях Советского Союза гироскопические системы обеспечивали решение задач навигации боевых кораблей.

Основной прибор ГК «Гиря-М»

Основной прибор ГК «Гиря-М»


В 1943 г. был создан и принят на вооружение малогабаритный ГК «Гиря». Создатели этого прибора Н.И. Сигачев, Н.Н. Остряков, М.А. Гиф были удостоены Государственной премии СССР.

В после военные годы появилась улучшенная модель ГК «Курс-2» с дистанционным вводом широты и скорости хода из поста штурмана и с ручным включением затухания при изменении скорости и на маневрировании. Для подводных лодок была создана модель ГК «Курс-3» с устройством ускоренного приведения в меридиан за 1 час с точностью до 1 градуса. На подводной лодке проекта 611 размещались два ГК «Курс-3».

Все ГК типа «Курс» разрабатывались для фиксированной географической широты ±60 градусов, для которой период невозмущаемости маятника был равен 84,3 мин (период Шулера), что теоретически не допускало возникновения в ГК баллистических девиаций 1-го рода. При плавании в широтах удаленных от 60 градусов, ошибки курса из-за баллистической девиации ГК стали неприемлемы для наведения ракетного оружия. Потребовались апериодические ГК, лишенные этого недостатка.

В 1954 г. новый апериодический ГК «Маяк» для ВМФ (главный конструктор Г.Д. Блюмин, МНИИ-1) успешно прошел ходовые испытания на Северном флоте. Модификации этого ГК и ныне работают в составе комплексных систем курсоуказания. Их показания могут обрабатываться совместно с курсовой информацией от гироазимутов, что существенно снижает погрешности выработки курса на маневрировании.